Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 50861
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) об..за­тель­но по­зво­ни, зем­летр..cение
2) застр..хо­вать жильё, к..cаться стола
3) пал..cадник, подп..рать забор
4) ис­крен­не вост..ргать­ся, сл..гать песни
5) п..но­рам­ный вид, заг..реть на юге
2.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пр..слад­кий ком­пот
2) пр..вок­заль­ная пло­щадь
3) воспр..пят­ство­вать чему-либо
4) пр..лип­ший лист
5) пр..за­ду­мать­ся
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) кла(с/сс)иче­ский
2) приви(л/лл)егия
3) туни(с/сс)кий
4) pa(c/cc)тре­во­жить
5) бе(з/зз)астен­чи­вый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сол­неч­ным луч..м
2) лиш..н под­держ­ки
3) береж..т
4) ч..рст­вый
5) бесш..вный
5.  
i

Ука­жи­те слова, в окон­ча­нии ко­то­рых пи­шет­ся буква е:

1) (слу­жить) в раз­ведк..
2) (сто­ять) у зна­мен..
3) (в) дре­муч..м (лесу)
4) свер­ка­ющ..м (копьём)
5) смотр..т (фильм)
6.  
i

Ука­жи­те слова, в суф­фик­сах ко­то­рых пи­шет­ся буква и:

1) письм..цо
2) калач..к
3) вес­нушч..тый
4) фасол..вый
5) обмен..вать­ся
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) за­пле­та..мый
2) чита..шь
3) подк­ле..вать книж­ки
4) он пе­ре­терп..т
5) не­на­вид..вший
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)за­пре­ще­но; прак­ти­че­ская (не)об­хо­ди­мость
2) (не)по­ме­стив­ший­ся в порт­фе­ле; (не)вы­со­кий забор
3) (не)гости, а же­лан­ные жиль­цы; (не)зо­ло­тое коль­цо
4) гла­зом (не)морг­нул; от­но­сил­ся с (не)при­яз­нью
5) никто (не)забыт; да­ле­ко (не)лас­ко­вое об­хож­де­ние.
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Всеми по­ки­ну­тый, Сер­гей Ва­си­лье­вич Шац­кий, как 1)н.. ста­рал­ся, 2)н.. мог от­де­лать­ся от тя­гост­но­го впе­чат­ле­ния, будто 3)н..кого, кроме него, нет в этом огром­ном, бу­шу­ю­щем, все­по­гло­ща­ю­щем мире. И сама мысль об этом 4) н.. могла 5)н.. удру­чать его.

5)  
10.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых нет ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок:

1) аб­со­лют­но не­обос­но­ван­ное ре­ше­ние; не вся­кий че­ло­век
2) не­хва­та­ет вре­ме­ни; не­смол­ка­е­мый гул
3) да­ле­ко не кра­са­ви­ца; полы не вы­мы­ты
4) не до­оце­ни­вать про­тив­ни­ка; идти не быст­ро, а мед­лен­но
5) негде при­сесть; не­раз­го­вор­чи­вый по­пут­чик
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хотел по­го­во­рить с вами (на)счёт квар­ти­ры.
2) Са­фа­ров ис­пы­ты­вал то(же) чув­ство, что и мно­гие дру­гие.
3) (В)те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни ни­че­го о ней не было слыш­но.
4) Вдруг все уви­де­ли (в)дали спину ги­гант­ской акулы.
5) Что(бы) по­луч­ше рас­смот­реть кар­ти­ну, мы ото­шли чуть в сто­ро­ну.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Со­гла­со­ва­ние _ один из видов под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии.
2) Рас­смат­ри­вать част­ное со­бы­тие в свете веч­ных про­блем _ не­отъ­ем­ле­мая черта твор­че­ства ху­дож­ни­ка По­ле­но­ва.
3) На пол на­сти­ла­ем ста­рые мешки, ро­го­жи, тряп­ки _ всё, что мы на­хо­дим на бе­ре­гу после вы­груз­ки Па­ро­хо­да.
4) На­деж­ды и мечты _ слов­но об­ру­чи: они не дают серд­цу лоп­нуть от горя.
5) Му­зы­ка _ есть ис­кус­ство пе­ча­лить и ра­до­вать без при­чин.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Его охва­ти­ли вос­по­ми­на­ния о де­ре­вень­ке сбе­гав­шей по кру­той горе вниз к речке.
2) Он пе­ре­чи­ты­вал какую-то ру­ко­пись внося в неё ре­дак­тор­ские прав­ки.
3) Так до конца наш ав­то­мо­биль и не опра­вил­ся не­смот­ря на пол­ную за­ме­ну под­ка­пот­ной на­чин­ки.
4) Оля под­плы­ла к краю бас­сей­на не­за­мет­но раз­вер­нув­шись под водой.
5) На Олим­пиа­де он усту­пил лишь Грину по­лу­чив се­реб­ро за бег на сто мет­ров.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Было сол­неч­но но впро­чем до­воль­но про­хлад­но.
2) Ты может быть тоже хо­чешь по­ехать на экс­кур­сию?
3) Всё это ра­зу­ме­ет­ся наши ги­по­те­зы а до­ка­за­тельств ещё нет.
4) Всё-таки он не придёт се­год­ня.
5) Оче­вид­но что я не­удач­но вы­ра­зил­ся.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Все осуж­да­ли мо­ло­до­го че­сто­люб­ца и никто не желал ска­зать ему слова под­держ­ки.
2) За ста­рым пру­дом под­ни­мал­ся мо­ло­дой оль­ша­ник и вид­не­лись вы­со­кие за­рос­ли лу­го­вых трав.
3) Мать во­зи­лась на кухне го­то­вя обед и не об­ра­ща­ла на Павку вни­ма­ния.
4) Это были слу­чай­ные по­пут­чи­ки и к моему рас­ска­зу они не имеют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
5) Много ле­генд знают здеш­ние ста­ро­жи­лы и не­обы­чай­но ин­те­рес­но слу­шать эти ис­то­рии.
16.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Когда Мо­дест Алек­се­е­вич ухо­дил на служ­бу, Аня иг­ра­ла на рояле_ или пла­ка­ла от скуки_ или ло­жи­лась на ку­шет­ку и чи­та­ла ро­ма­ны.
2) Я сидел в тени вяза_ и ле­ни­во со­би­рал цветы_ и травы_ и в серд­це под­ни­ма­лась какая-то род­ствен­ная лю­бовь к каж­до­му ко­лос­ку.
3) Ему нра­ви­лись стихи Блока_ и Есе­ни­на, Гумилёва_ и Ах­ма­то­вой.
4) По­ляр­ни­ков не оста­но­ви­ли_ ни холод_ ни пурга_ ни на­гро­мож­де­ние льдов.
5) Мне скоро на­ску­чи­ли и мол­ча­ли­вая зе­лень пальм_ и жёлтый песок на ал­ле­ях_ и узор­ча­тые ска­мьи.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Не­свиж­ский двор­цо­во-зам­ко­вый ком­плекс — один из вы­да­ю­щих­ся па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры.
2) Оба­я­ние — есть дар об­ще­ния.
3) Всё во­круг: ство­лы берёз и сосен, ли­стья и травы, воз­дух и вода свер­ка­ло, ис­кри­лось, пе­ре­ли­ва­лось.
4) Дамы вздох­ну­ли с об­лег­че­ни­ем: ни­че­го жут­ко­го в рас­ска­зе графа Ор­ло­ва не было.
5) Я го­во­рю — меня не слу­ша­ют.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Как это тебе при­шло в го­ло­ву сле­дить за нами?» — воз­му­тил­ся ста­рик.
2) С. Я. Мар­шак го­во­рил, что: «пи­са­тель дол­жен чув­ство­вать воз­раст каж­до­го слова».
3) «Мама, ты здесь?» — тихо спро­сил малыш. — «По­дой­ди ко мне».
4) «Не приду я се­год­ня, — сла­бым го­ло­сом про­из­нес­ла Та­ма­ра и, гром­ко чих­нув, до­ба­ви­ла: — За­бо­ле­ла я».
5) Зина по­смот­ре­ла на меня и огорчённо вздох­ну­ла: «Стыд­но с та­ки­ми спо­соб­но­стя­ми так ле­нить­ся».
19.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Изоб­ра­же­ния ге­пар­дов трак­ту­ют­ся на древ­не­еги­пет­ских фрес­ках и ба­ре­лье­фах_ как сим­вол храб­ро­сти.
2) Ле­ген­да о ве­ли­ком по­то­пе есть не что иное_ как ги­по­те­за ка­ко­го-ни­будь древ­не­го учёного о спо­со­бе об­ра­зо­ва­ния про­ли­вов между ост­ро­ва­ми.
3) По­сре­ди пло­ща­ди, утрам­бо­ван­ной_ как мо­сто­вая_ стоит до­ща­тое со­ору­же­ние.
4) Сёстры бро­си­лись об­ни­мать­ся_ как будто они не ви­де­лись не­сколь­ко ме­ся­цев.
5) В Во­лог­де были рас­про­стра­не­ны_ как пар­ная тех­ни­ка пле­те­ния кру­жев_ так и сцеп­ная.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Всю не­де­лю шёл дождь1)_ на­ве­ва­ю­щий скуку2)_ и3)_ хотя се­год­ня он толь­ко ещё на­чи­нал­ся, но по тому4)_ как плот­но за­во­лок­ло небо се­ры­ми уны­лы­ми ту­ча­ми, было ясно5)_ за­ря­дит он очень на­дол­го.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния:

1) С утра всё небо за­во­лок­ло гро­зо­вы­ми ту­ча­ми.
2) Что может быть на свете лучше моря?
3) Столы и сту­лья целый день дви­га­ли с места на место.
4) Бес­край­нее небо, рас­кра­шен­ное го­лу­бой крас­кой.
5) Дно в этом озере очень плот­ное.
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

Ува­жать себя труд­нее, чем лю­бить.

1) лич­ное
2) воз­врат­ное
3) 1-го лица
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа
23.  
i

Ука­жи­те су­ще­стви­тель­ные, ко­то­рые от­но­сят­ся к 1-му скло­не­нию:

1) со­се­душ­ка
2) юноша
3) при­хо­жая
4) бур­жуа
5) иро­ния
24.  
i

Стро­е­ние каких слов со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние?

1) пе­ре­прыг­нув­ший
2) укреп­ле­ние
3) раз­дроб­лен
4) укро­ти­тель
5) раз­гру­зоч­ный
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы этого об­ман­щи­ка вы­ве­дем на чи­стую воду.
2) Про­бле­мы, по­став­лен­ные в ста­тье, яв­ля­ют­ся спор­ны­ми и про­блем­ны­ми.
3) Маль­чик от­ве­чал на во­про­сы с каким-то ви­нов­ным видом.
4) Не верю, что такой сим­па­тич­ный чёрный котёнок может пред­ве­щать беду.
5) Вы мне по­мог­ли, и я готов ока­зать вам бла­го­дар­ность.
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Та­ин­ствен­ная жен­щи­на имела в своём гар­де­робе мно­же­ство уди­ви­тель­ных (пла­тьев, пла­тий).
2) Новое пла­тье (ко­ро­че, менее ко­ро­че), чем то, что было на мне на про­шлой ве­че­рин­ке.
3) Двое юно­шей и (двое де­ву­шек, две де­вуш­ки) при­шли на пе­ре­сда­чу эк­за­ме­на.
4) Бла­го­да­ря (ей, ней) мы узна­ли много но­во­го.
5) Им (дви­га­ет, дви­жет) чув­ство от­вет­ствен­но­сти.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Два дня и три ночи бе­си­лась не­по­го­да, на тре­тий день улег­лась.(2) Ветер стих, не­ожи­дан­но усту­пив ти­ши­не и мо­ро­зу. (3) Ма­ли­но­вый сол­неч­ный шар кос­нул­ся края не­бес­ной ла­зу­ри. (4) Он всплы­вал из-за леса, умень­ша­ясь и пла­вясь в сли­ток зо­ло­та. (5) И вдруг этот сле­пя­щий сли­ток быст­ро от­де­лил­ся от го­ри­зон­та.

(6) Вся лес­ная сти­хия при­ня­ла не­ви­дан­но ска­зоч­ный образ. (7) Без­бреж­ная, не­по­роч­но чи­стая го­лу­бая ла­зурь была тем гуще, чем даль­ше от солн­ца. (8) На дру­гом не­бес­ном краю ещё уми­рал сизый су­мрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко от­те­ня­е­мый этим свет­лым су­мра­ком, блед­нел над ле­са­ми, когда снега за­ис­кри­лись во­круг. ( 10) Ели, отя­гощённые бе­лы­ми снеж­ны­ми клу­ба­ми, из­ме­ни­ли свои очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли. ( 11) Кроны ста­рых сосен гордо оста­лись сами собою.

(12) Пар ещё не остыв­ших влаж­ных низин под­нял­ся на уро­вень дре­вес­ных вер­шин и замёрз, рас­сы­пал­ся на сво­бод­ных от снега вет­ках берёз. (13) Несчётные рос­сы­пи мель­чай­ших би­се­ри­нок за­свер­ка­ли на солн­це. (14) С по­след­ним ко­лы­ха­ни­ем ис­че­за­ю­ще­го осен­не­го тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал не­спеш­но гра­нить, ко­вать, се­реб­рить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.

(16) Лес­ная речка, ещё вчера бе­жав­шая нав­стре­чу ме­те­ли, на­ча­ла сдав­ли­вать­ся се­реб­ря­ны­ми зуб­ца­ми. (17) Про­зрач­ный лёд смело на­пол­зал на се­ре­ди­ну струи, сужая во­дя­ной ток проч­ным пан­ци­рем.

(18) И всё во­круг бес­шум­но сияло, свер­ка­ло, ис­кри­лось от мо­роз­но­го света.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Ти­ши­на и мороз во­ца­ри­лись после не­по­го­ды.
2) Кра­сив и ска­зо­чен лес при вос­хо­де солн­ца.
3) После вос­хо­да солн­ца снег начал по­сте­пен­но таять.
4) Ели и сосны шу­ме­ли, ко­лы­ха­лись от ветра.
5) Лес­ная речка на­ча­ла за­мер­зать.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Раз­ные зна­че­ния мно­го­знач­но­го слова по­ме­ща­ют­ся в одной и той же ста­тье тол­ко­во­го сло­ва­ря.
2) На­ре­чие — слу­жеб­ная часть речи.
3) Слова в рус­ском языке не могут со­сто­ять толь­ко из корня.
4) Гла­гол умыть­ся имеет формы про­шед­ше­го, на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни.
5) В пред­ло­же­нии Пред­став­ле­ние о Та­ган­ро­ге свя­за­но у нас с Че­хо­вым со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка яв­ля­ет­ся круп­ней­шим при­род­ным ком­плек­сом Земли. (2) И три внеш­ние обо­лоч­ки Земли  — ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра  — тесно вза­и­мо­свя­за­ны. (3) Так, газы ат­мо­сфе­ры про­ни­ка­ют в воду и в гор­ные по­ро­ды. (4) Вода про­са­чи­ва­ет­ся в зем­ную кору, раз­мы­ва­ет и рас­тво­ря­ет гор­ные по­ро­ды. (5) И далее ча­сти­цы гор­ных пород по­па­да­ют в ат­мо­сфе­ру, а рас­тво­ри­мые ве­ще­ства  — в воду. (6) Всё это про­ис­хо­дит при уча­стии сол­неч­но­го света и тепла. (7) В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия верх­ние слои ли­то­сфе­ры, вся гид­ро­сфе­ра и ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры об­ра­зу­ют еди­ную си­сте­му  — гео­гра­фи­че­скую обо­лоч­ку.

 

(8) Усло­вия в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке бла­го­при­ят­ны для раз­ви­тия жизни. (9) Мил­ли­ар­ды лет назад в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке по­яви­лись ор­га­низ­мы, ко­то­рые затем на­ча­ли в ней раз­ви­вать­ся и рас­про­стра­нять­ся. (10) Впо­след­ствии они сами стали важ­ней­шим эле­мен­том гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, из­ме­нив и объ­еди­нив осталь­ные её части.

 

(11) Имен­но эти ор­га­низ­мы со­зда­ли «живую» обо­лоч­ку Земли  — био­сфе­ру. (12) Со­глас­но уче­нию о био­сфе­ре Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Вер­над­ско­го, из­вест­но­го рус­ско­го учёного, ака­де­ми­ка, био­сфе­ра со­сто­ит из живых ве­ществ, то есть из всех жи­ву­щих на Земле ор­га­низ­мов, и не­жи­вых ве­ществ, со­здан­ных и пе­ре­ра­бо­тан­ных этими ор­га­низ­ма­ми. (13) Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что био­сфе­ра на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии: её раз­ви­тие про­дол­жа­ет­ся и в на­сто­я­щий пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния пла­не­ты.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние;
4) за­да­ча речи — убе­дить чи­та­те­ля в том, что в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке нет усло­вий для за­рож­де­ния и раз­ви­тия живых ор­га­низ­мов;
5) за­да­ча речи — дать пред­став­ле­ние о гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке Земли и рас­ска­зать, как по­яви­лась в ней био­сфе­ра.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Два дня и три ночи бе­си­лась не­по­го­да, на тре­тий день улег­лась.(2) Ветер стих, не­ожи­дан­но усту­пив ти­ши­не и мо­ро­зу. (3) Ма­ли­но­вый сол­неч­ный шар кос­нул­ся края не­бес­ной ла­зу­ри. (4) Он всплы­вал из-за леса, умень­ша­ясь и пла­вясь в сли­ток зо­ло­та. (5) И вдруг этот сле­пя­щий сли­ток быст­ро от­де­лил­ся от го­ри­зон­та.

(6) Вся лес­ная сти­хия при­ня­ла не­ви­дан­но ска­зоч­ный образ. (7) Без­бреж­ная, не­по­роч­но чи­стая го­лу­бая ла­зурь была тем гуще, чем даль­ше от солн­ца. (8) На дру­гом не­бес­ном краю ещё уми­рал сизый су­мрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко от­те­ня­е­мый этим свет­лым су­мра­ком, блед­нел над ле­са­ми, когда снега за­ис­кри­лись во­круг. ( 10) Ели, отя­гощённые бе­лы­ми снеж­ны­ми клу­ба­ми, из­ме­ни­ли свои очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли. ( 11) Кроны ста­рых сосен гордо оста­лись сами собою.

(12) Пар ещё не остыв­ших влаж­ных низин под­нял­ся на уро­вень дре­вес­ных вер­шин и замёрз, рас­сы­пал­ся на сво­бод­ных от снега вет­ках берёз. (13) Несчётные рос­сы­пи мель­чай­ших би­се­ри­нок за­свер­ка­ли на солн­це. (14) С по­след­ним ко­лы­ха­ни­ем ис­че­за­ю­ще­го осен­не­го тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал не­спеш­но гра­нить, ко­вать, се­реб­рить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.

(16) Лес­ная речка, ещё вчера бе­жав­шая нав­стре­чу ме­те­ли, на­ча­ла сдав­ли­вать­ся се­реб­ря­ны­ми зуб­ца­ми. (17) Про­зрач­ный лёд смело на­пол­зал на се­ре­ди­ну струи, сужая во­дя­ной ток проч­ным пан­ци­рем.

(18) И всё во­круг бес­шум­но сияло, свер­ка­ло, ис­кри­лось от мо­роз­но­го света.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 17-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «про­пус­ка­ю­щий сквозь себя свет»
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «явный, легко по­ни­ма­е­мый»
3) си­но­ним - креп­кий
4) ан­то­ним - хруп­кий
5) ан­то­ним - мут­ный.
31.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Про­чи­тай­те текст и ука­жи­те вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые точно от­ра­жа­ют со­дер­жа­ние тек­ста:

1)  Сло­вар­ный со­став языка вклю­ча­ет как ак­тив­ную, так и пас­сив­ную лек­си­ку.

2)  Об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова со­став­ля­ют пе­ри­фе­рий­ную часть лек­си­ки.

3)  Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой по­движ­ны.

4)  В со­став ак­тив­ной лек­си­ки вхо­дят уста­рев­шие слова и нео­ло­гиз­мы.

5)  Лек­си­ка  — это сло­вар­ный со­став языка.

32.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Опре­де­ли­те стиль и тип речи тек­ста из за­да­ния В1:

1)  стиль пуб­ли­ци­сти­че­ский, тип речи  — рас­суж­де­ние;

2)  стиль раз­го­вор­ный, тип речи  — рас­суж­де­ние;

3)  стиль ху­до­же­ствен­ный, тип речи  — опи­са­ние;

4)  стиль на­уч­ный, тип речи  — по­вест­во­ва­ние;

5)  стиль офи­ци­аль­но-де­ло­вой, тип речи  — опи­са­ние.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Сколь­ко раз я за­ча­ро­ван­но стоял перед глав­ным укра­ше­ни­ем зна­ме­ни­то­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра  — ико­ной про­слав­лен­но­го жи­во­пис­ца Ан­дрея Рублёва! (2) В иконе во­пло­ще­ны луч­шие свой­ства его та­лан­та: оду­хо­творённость, нрав­ствен­ное бла­го­род­ство и про­сто­та. (3) А ещё не­обык­но­вен­ная игра кра­сок... (4) Ху­дож­ник все­гда стре­мил­ся со­зда­вать иконы, ко­то­рые, ка­за­лось, из­лу­ча­ли свет.

(5) На зна­чи­тель­ной по раз­ме­рам доске Ан­дрей Рублёв изоб­ра­зил вет­хо­за­вет­ную Тро­и­цу  — яв­ле­ние Ав­ра­аму Бога в виде трёх ан­ге­лов. (6) За каж­дым из трёх ан­ге­лов изоб­ра­же­на его эм­бле­ма. (7) За одним  — древо, ко­то­рое по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию озна­ча­ет «древо жизни». (8) За вто­рым  — воз­вы­ша­ют­ся лёгкие, строй­ные па­ла­ты, яв­ля­ю­щи­е­ся ху­до­же­ствен­ным об­ра­зом ра­дост­но­го и вдох­но­вен­но­го по­зна­ния. (9) За тре­тьим ан­ге­лом на­хо­дит­ся гора  — древ­ний сим­вол всего воз­вы­шен­но­го.

(10) Уже при пер­вом взгля­де на икону зри­тель ока­зы­ва­ет­ся в плену гра­ци­оз­ных, пе­ву­чих линий её ри­сун­ка и неж­ней­шей кра­со­ты со­че­та­ю­щих­ся цве­тов. (11) Ху­дож­ник и ис­кус­ство­вед И. Гра­барь писал, что «Тро­и­ца» свер­ка­ет «выс­шим, не­зем­ным све­том». (12) Свет этот сияет в белых и го­лу­бо­ва­тых про­бе­лах, он на­по­ми­на­ет од­но­вре­мен­но и го­лу­биз­ну неба, и за­цве­та­ю­щий лён, и пер­вые ва­силь­ки в зе­ле­не­ю­щей ещё ржи.

(13) Ещё долго учёные будут изу­чать ис­то­рию со­зда­ния зна­ме­ни­той иконы. (14) А три за­дум­чи­вых и груст­ных ан­ге­ла в мер­ца­ю­щем свете лам­пад из века в век будут вести свою без­молв­ную и та­ин­ствен­ную бе­се­ду над мо­ги­лой «ве­ли­ко­го стар­ца»...

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 10—14) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи лек­си­че­ско­го по­вто­ра, си­но­ни­ми­че­ской за­ме­ны и ме­сто­име­ния. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­ра­ми (на­при­мер, 15) в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лётчик вышел, тя­же­ло ка­ча­ясь, из ка­би­ны, упал на на­гре­тую солн­цем землю и так про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов. (2) Но к концу дня, когда солн­це на­ча­ло кло­нить­ся к за­ка­ту, он по­ше­ве­лил­ся, от­крыл глаза и при­слу­шал­ся. (3) Ему по­ка­за­лось, что сол­неч­ный свет шумит усы­пи­тель­но и рав­но­мер­но. (4) За­га­доч­ный этот звук за­ста­вил его сесть и осмот­реть­ся.

(5) Где-то да­ле­ко, почти на самом краю земли, про­кри­чал петух, а в ку­стах за­тре­ща­ла, вер­тясь, какая-то кро­шеч­ная птица с крас­ным хо­хол­ком. (6) «Земля»,  — ска­зал лётчик, и тяжёлый комок под­ка­тил к горлу. (7) Ни­ко­гда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так тро­га­тель­на и так нежна.

(8) Го­ло­ва у лётчика кру­жи­лась. (9) И он не видел, как де­воч­ка лет две­на­дца­ти, обык­но­вен­ная меч­та­тель­ная де­воч­ка, лю­бив­шая бро­дить по скло­нам горы и пред­став­лять себя Зо­луш­кой, из­гнан­ной из дому, бе­жа­ла к нему. (10) Она за­ды­ха­лась. ( 11) Она сразу по­ня­ла, что про­изо­шло, что это лежит раз­бив­ший­ся лётчик. ( 12) Она пла­ка­ла и не вы­ти­ра­ла слёз, они сле­та­ли с её по­блед­нев­ших щёк и брыз­га­ли на её руки и свет­лое пла­тье, но после каж­дой тяжёлой слезы глаза де­воч­ки сияли всё боль­ше и боль­ше. (13) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел в этих гла­зах и ла­зурь, и блеск, и неж­ность, и страх за его жизнь, и лю­бовь, такую же неж­ную, как вен­чик со­вер­шен­но кро­шеч­но­го гор­но­го цвет­ка, ще­ко­тав­ше­го его щёку.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сен­тяб­ря наши сады пу­сте­ли, по­го­да, по обык­но­ве­нию, круто ме­ня­лась. (2) Ветер по целым дням рвал и тре­пал де­ре­вья, дожди по­ли­ва­ли их с утра до ночи. (3) Ино­гда к ве­че­ру между хму­ры­ми низ­ки­ми ту­ча­ми про­би­вал­ся на за­па­де тре­пе­щу­щий зо­ло­ти­стый свет низ­ко­го солн­ца. (4) Воз­дух де­лал­ся чист и ясен, сол­неч­ный свет осле­пи­тель­но свер­кал между лист­вою, между вет­вя­ми, ко­то­рые живою сет­кою дви­га­лись и вол­но­ва­лись от ветра. (5) Хо­лод­но и ярко сияло на се­ве­ре над тяжёлыми свин­цо­вы­ми ту­ча­ми го­лу­бое небо, а из-за этих туч мед­лен­но вы­плы­ва­ли хреб­ты сне­го­вых гор-об­ла­ков. (6) Сто­ишь у окна и ду­ма­ешь: «Авось, бог даст, рас­по­го­дит­ся».

(7) Но ветер всё никак не уни­мал­ся: он вол­но­вал сад и на­го­нял зло­ве­щие космы пе­пель­ных об­ла­ков. (8) И об­ла­ка бе­жа­ли низко и быст­ро и за­ту­ма­ни­ва­ли солн­це. (9) Уга­сал его блеск, за­кры­ва­лось око­шеч­ко в го­лу­бое небо, а в саду ста­но­ви­лось пу­стын­но и скуч­но, и снова на­чи­нал сеять дождь. (10) Спер­ва тихо, осто­рож­но, потом всё гуще и, на­ко­нец, пре­вра­щал­ся в ли­вень с бурей и тем­но­тою. (11) На­сту­па­ла дол­гая, тре­вож­ная ночь.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1–5) пред­ло­же­ние, со­от­вет­ству­ю­щее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 8) в об­ласть от­ве­тов.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Когда по­яв­ля­ет­ся этот уди­ви­тель­ный цве­ток, ночь ста­но­вит­ся яснее дня. Рас­ска­зы­ва­ют, что бутон раз­ры­ва­ет­ся с трес­ком и рас­пус­ка­ет­ся зо­ло­тым или крас­ным, как пламя, цвет­ком, да таким ярким, что глаза не в со­сто­я­нии вы­но­сить чу­дест­но­го си­я­ния. Жаль, кра­су­ет­ся он одно мгно­ве­ние.

37.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   са­до­вод­че­ский

Б.   пер­во­ис­точ­ник

В.   пред­ска­за­ние

Г.   воз­гор­дить­ся

1.   суф­фик­саль­ный

2.   при­ста­воч­ный

3.   пост­фик­саль­ный

4.   при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

5.   сло­же­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  наяву

Б.  при­сы­поч­ка

В.  помыт

Г.  очерст­ве­лый

1.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

2.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

3.  при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

4.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Спо­рить с ним я ни­ко­гда не мог.

Б)  На­блю­дать жи­вот­ных в их есте­ствен­ных усло­ви­ях стало для него по­треб­но­стью.

В)  Отец при­ка­зал Пет­ру­ше оста­вать­ся дома.

Г)  Звон­кий месяц вый­дет скоро по­гу­лять по кры­шам хат.

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Мы не столь­ко ис­пу­га­лись, сколь­ко рас­те­ря­лись, когда уви­де­ли не­зна­ком­ца.

Б.   Реч­ная вода об­ла­да­ет уди­ви­тель­ным свой­ством : ино­гда бы­ва­ет труд­но от­ли­чить на­сто­я­щие бе­ре­га и за­рос­ли от их от­ра­же­ния в воде.

В.   Ми­ни­а­тюр­ность по­ме­ще­ния, как мне по­ка­за­лось, подчёрки­ва­ло бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­хо­див­ших­ся в ком­на­те па­мят­ных вещей: кар­тин, гра­вюр и целой горы ру­ко­пис­ных нот.

Г.   Какая ин­те­рес­ная экс­кур­сия и как не хо­чет­ся воз­вра­щать­ся домой!

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.